Никто особо и не ждал , а он вышел в прокат на большом экране фильм "Иван Грозный" Сергея Эйзенштейна Специальные показы двух серий прошли 2 октября в Москве с 7 октября в Формуле Кино, Киномакс, Каро Октябрь,... Бесспорно уникальный фильм , последний, противоречивый гениального режиссера. Долго не могла собраться, чтоб посмотреть , на столько укоренившийся образ втолковываемый, пропагандируемый большинства историческими источниками Ивана Грозного почти не оставляют наедине с иными интерпретациями этого персонажа ,но проект Эйзенштейна , это неповторимый эксперимент , видение и отражение не только эпохи Ивана 4 , но и улавливается дух времени в котором создавалась картина, первая часть выходит 1944, и хоть фильм был по заказу Сталина и должна была состоять из трех частей, первая выходит в прокат , а вторую уже запрещают , слишком много неоднозначных моментов прослеживаются руководством , да и не сложно догадаться что предпосылки к этому вполне были. Намерения Сталина использовать выдающегося режиссера для пропагандистских целей вполне очевидны, создать культ самодержца на страже государственного единства в борьбе с иностранными захватчиками, применяющего тиранию во благо , вот только бунтарский дух режиссера не вполне был взят во внимание. Эйзенштейн крупно подставился, допустив явные идеологические промахи — во второй серии царь изображен мрачным неврастеником, а его опричники — шайкой бандитов. Режиссер Пырьев сказал о фильме так: «Царь выглядит здесь не прогрессивным царем, а лишь великим инквизитором, собравшим вокруг себя этих страшных молодых людей, которые похожи в своем поведении на фашистов в XVI веке». В той двухсерийной форме, в которую фильм вылился, он представляет собой структуру с ярко выраженным театральным действом. Начинаясь с ряжения — обряда венчания на царство, а затем — ряжения на смерть Владимира Старицкого, музыкально варьирующего и пародирующего пролог. Параллели здесь аккуратно выдержаны даже в деталях. Так, если в «венчании на царство» слуги несут к столу бесконечную вереницу блюд с белыми лебедями, в «венчании» Владимира присутствует та же вереница лебедей, только на этот раз они — черные. И появляются эти лебеди в момент, когда Владимир признается Ивану в том, что его готовят в новые цари, таким образом открывая сцену пародийного венчания.Нельзя не отметить и последовательную игру с заменами белого на черное и черного на белое. В фильме множество прямых или скрытых цитат из живописи: от барочных Эль Греко и Алессандро Маньяско до японской гравюры: в сцене, где к Ивану приходит народ и просит вернуться на трон, сверхкрупный план демонстрирует отнюдь не смирение царя, а его хищническую волю к власти. Композицию кадра режиссер позаимствовал из гравюры Хиросигэ «Орел над Фукугава» Стоит брать во внимание и то как проходили съемки, а это тяжело и по ночам: всё дневное электричество в Алма-Ате — военным заводам. Снимали в неотапливаемых помещениях: если присмотреться, в нескольких кадрах можно разглядеть пар изо рта актеров. Декорации строили из казахских матов — спрессованной травы. Картина Эйзенштейна бросила вызов плоским, оптимистичным лентам советской агитпропаганды даже на уровне цвета. Черно-белая архитектура, выстроенная оператором Андреем Москвиным, взрывается цветным эпизодом с «пиром опричников», когда царь решает убить юродивого претендента на трон — Старицкого. Опричники с криками «Гойда!» пляшут на фоне красных стен, зрителя постепенно погружают в инфернальный мир царских интриг. Да и сам Грозный под конец второй серии скорее напоминает Мефистофеля, чем помазанника Божьего. В целом выражаю мнение, что смотреть, не как развлекательное действо, а как мастерское отражение исторических и временных переплетений, с прекрасно построенным ВСЕМ - однозначно стоит , если и не уловить где-то в чем-то вариации и нюансы, то сама "сила" этой ленты крайне проникающая. #Эйзенштейн #ивангрозный

Теги других блогов: история кино режиссура